alex_cat_1975 (alex_cat_1975) wrote,
alex_cat_1975
alex_cat_1975

Categories:

Японский цвет - Japan Blue

5054677360.jpg Пост об  техниках окраски , японских традициях и 50 оттенках синего ( Шутка. Всего лишь об 22 оттенках) .

Просматривая некий мультпродукт заинтересовался одним моментом и немного покопал.
Главный герой полетел в Токусиму ( провинция в Японии на острове Сикоку) и в гостинице заметил на стене картину с аистом в синих тонах . Ниже стояла рекламная брошюрка формата «Посетите нашу красильню». В процессе разговора с работницей главный герой роняет фразу типа «Токусима красильнями и славится».
В общем суть такова.
В Японии используют интересные методики окрашивания тканей. Причём помноженные на  местный менталитет , компактное проживание и многовековые традиции методики окрашивания принимают  довольно причудливые формы.
Речь пойдет конкретно о синем цвете , точнее о цвете индиго(по японски — аидзомэ).
43830000836q2092nrnr.jpg
Технология получения классического индиго.
Индиго называется от Индии. Конкретно там , в их тропическом (  жарком , влажном ) климате массово произрастает Индигофера красильная (Indigofera tinctoria),  из которого и производят индиго. Листья вымачивались в воде и бродили, превращая прозрачный индикан ( активное вещество)  в синий индиготин. Осадок этого раствора смешивался с сильным основанием, таким как щелок, затвердевшая масса спрессовывалась в плитки, а затем ее высушивали. Краситель в кусках перевозился в разные страны . В красильне их превращали в порошок. И уже затем этот порошок добавляли в различные растворы, чтобы получать разные оттенки от голубого до фиолетового. Стоимость соответствующая — очень дорого. Такие цвета показатель положения и достатка.
Европейская технология получения.
Процесс аналогичный , но в качестве растения используется вайда красильная (Ísatis tinctória) — растение семейства капустных. Цвет не такой насыщенный . Но все дела с европейским красителем  закончилось с синтезом в Германии химического красителя индиго.
Японская технология получения красителя.
Краску получают из растения аи (Persicaria tinctoria )– это однолетнее растение из рода Персикария.[те ай-дзомэ]
8210932350.jpg
И место производства сыграло не последнюю роль.
Japan_tokushima_map_small.png
Питательной средой для индустрии аидзомэ стала река Йосино, пересекающая префектуру с запада на восток и отделяющая нагорья Сикоку на юге от гор Асан на севере. В эпоху, когда разлив рек не контролировался, из-за тайфунов и проливных дождей Йосино выходила из берегов почти ежегодно. Питательный ил, образовывавшийся в процессе этих разливов, обеспечивал идеальные условия для культивирования  ай , которое быстро увядало по мере истощения почвы. Территория, удобряемая рекой Йосино, в итоге превратилась в центр производства высококачественного японского индиго.  В других местах Японии технически массово это было невозможно.
8200935879.jpg
Запрещенные цвета.
В 603 году принц Сётоку по образцу Китая ввёл систему «Двенадцати рангов» , по результатам которой простолюдинам запретили носить определённые типы ( например шелк) и цвета одежды - варианты красного, желтого , оранжевого, бледно-зелёного. Синий цвет под запрет не попал. Потому как его массово тогда и не было.
Окрашивание в индиго  стало производиться в эпоху Нара ( 710-794) , а культивирование растения ай ( попавшего в Японию из Китая) - в эпоху Хэйан (794-1185). В эпоху Сэнгоку (1467-1568), когда повсюду шли военные конфликты между феодальными правителями, спрос на аидзомэ взлетел до небес. Воины предпочитали надевать под доспехи именно такую ткань. Самураи ценили аидзомэ не только за красоту, но и за антибактериальные свойства, помогавшие избежать кожных раздражений и других проблем, связанных с трением и потоотделением.
800px-Armure-p1000672.jpg
(Кстати сказать  - традиции окрашивания одежды в натуральный краситель живы в Японии по сей день.  И джинсы производства Японии (вернее всего) будут окрашены натуральным красителем. Правда и стоить в два раза дороже)
Технология окрашивания.
Традиционная технология выделки красителя в брикеты с транспортировкой его по всей Японии массово  в те годы не прижилась ( хотя и использовалась) .По двум причинам.
5426830155.jpg
Красильня в Ава 1812 г
Япония страна компактного проживания и выгодней стало красить ткани на месте , в Токусиме / провинции Ава.
Существует настойчивое верование , что окрашенная живыми микроорганизмами ткань — соответственно тоже живая.[и это действительно так. Бактерицидными свойствами она обладает.] А через вывезенные из Авы брикеты — не особо.
5054708310.jpg
За 10 веков разработали офигительное количество методов  окраски ткани.
Методики покраски/изготовления ткани.
1. Полноцветная окраска ткани.
Ткань окрашивается в один цвет равномерно и в определенный оттенок. Дешёвый и практичный способ. Не совсем модно , конечно. Притом у японцев с их иероглифической системой записи имеется несколько десятков вариантов цвета ( я насчитал 22).
7230625688.jpg
«Живая система» окраски более скромная по названию цветов — около семи.
8201023937.jpg
2. Трафаретная печать. По трафарету- рисовой или другой какой шелухой . Посимпатичнее.
8201841433.jpg
3. Рисование по ткани . Дорого. Да и не у всех таланта хватит. Хотя..с их каллиграфией.. Сюда же можно отнести вышивку.
5643049356.jpg
4. Изготовление на ткацком станке в разных цветах с узором.
8201249557.jpg
В те годы -  очень-очень долго и дорого. Поэтому получило распространение только для изготовления поясов для кимоно — оби.
5. Имитация узоров .
6272963745.jpg
Очень оригинальный способ,  позволяющий получить на выходе дешёвую ткань с разнообразным геометрическим узором. Суть в связывании куска ткани в разных местах и окрашивание в таком виде. Связанные места останутся не прокрашенными и на выходе получится оригинальный узор. С учетом того , что у 99,9 % средневекового черноногого населения Японии не всегда имелись средства на еду , а молодые девушки всегда хотят одеваться красиво — это гениально.
7230708217.jpg
В начале 19 века в красильной отрасли работало 150- 200 тыс . человек. Через это Токусима в 1889 году была десятым по величине городом Японии (сейчас — 89 город). Закат всего этого благолепия начался в эпоху Мейдзи. Посчитав расходы японцы стали закупать краситель в Индии.
fceecf0888f66f08ac5fc128833e6540--blue-kimono-yukata-kimono.jpg
Актриса косплеит гейшу 1920 г
И производство помаленьку и прекратилось. Кроме , естественно, Токусимы. Там маленькие мастерские работают на туристов.
7230667037.jpg
Ссылки по теме. Люди старались, делали.
https://www.nippon.com/ru/views/b04402/Пост о том ,как японская мадам ездила в Токусиму и имитационным методом покрасила платок. Хорошее качество перевода и вообще.
http://www.furfur.me/furfur/culture/culture/158257-ottenki-sinegoПост о индиго и вайде. И джинсах.
https://kknews.cc/culture/xm6nkeo.htmlЯпонский пост. Гугл так криво переводит, что мало понятно.Но внизу много ссылок на подобные посты по теме. Красивые, яркие фотографии.
ЗЫ1. Работка у красильщиков была не сахар.
5427329682.jpg
ЗЫ2. 22 оттенка. Женщины , славбогу, не в курсе.
444590_original.jpg
Зы3. Интересно — чем в гражданскую войну янки красили свои мундиры.
Tags: Япония, технология
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments