alex_cat_1975 (alex_cat_1975) wrote,
alex_cat_1975
alex_cat_1975

Category:

Голландские мониторы 2-го класса постройки 1867-1877 г.

2018-11-04_11-32-34.jpg

Голландские  мониторы 2-го класса постройки 1867-1877 годов

Голландия имееет два крупных порта: Роттердам и Амстердам. Доступ к ним изначально был через дельту трёх рек (Рейна, Мааса и Шельды) и через залив Зельдер-Зее. Что, с одной стороны, хорошо - шторм в подобных гаванях маловозможен. С другой стороны плохо - обилие мелей и наличие сложного фарватера.
Seven_United_Netherlands_Janssonius_1658.jpg
Карта 1658 года(показать, что мелей много)
В средние века с незначительной осадкой судов это не являлось большой проблемой. Но при капитализме возникло сложности. Увеличился товарооборот, соответственно, возросла осадка судов. Плюсом железо сменило дерево и стала возможна постройка кораблей большого размера ( в сравнении с деревянным кораблестроением) .
В Голландии принято решение построить два крупных корабельных канала, работающих на западу от Амстердама и Роттердама -   Ньиве-Ватервег и Нордзе-канал
Оба канала можно было относительно легко защитить береговыми и плавучими батареями .Но защита старого пути при этом не отпала. Голландцев напрягала возможность доступа к обоим "мегаполисам" крупными кораблями в обход. (Вот кого они при этом опасались - это вопрос интересный. Англия,Франция, Испания?  Ну..это не важно.Важно что на флот деньги отпускали и в конечном итоге сохранили независимость .Ибо лучше кормить свою армию, чем чужую)
И вот для защиты метрополии концепция монитора голландцам понравилась (как , в принципе, и для всех малых стран). Мелководные мониторы с малой осадкой представляли собой идеальную мобильную оборону для этих районов. Скорость и мореходность не являлись для них основными требованиями, поскольку суда должны были работать на коротких расстояниях в районах не имеющих открытого выхода к морю, а тяжелая броня и тяжелое оружие сделали бы их  их грозными противниками для любых сил вторжения.
777.png
Малые страны обычно не полагались на свои силы ,а строили обыкновенно  в Англии. Что логично - дёшево и качественно. Голландцы не стали исключением и в 1867 заказали часть своих первых мониторов в Великобритании - "Panther" (с 1868 переименовали в "Heiligerlee"),"Tijger" и "Krokodil". Два монитора построили в Голландии -  "Cerberus" и "Bloedhond" в то-же время.( Хелигерле - в честь битвы в одноименном месте, "Тигр", "Крокодил", "Цербер" и "Ищейка")
tiger.jpg
Модель "Tijger"а [так понимаю выполненная в Шотландии, по заказу фирмы-кораблестроитля. Модели кораблей голландской постройки гораздо скромнее]
Эта первая серия мониторов была спроектирована под влиянием боя на Хемптонском рейде в 1861 году( и всей гражданской войны 1861-1864 г в целом) и тарана на корпусе  не получила. Потому и корабли этой серии назывались незатейливо - monitor или ещё в голландском варианте dekhuis-monitor.
Однако под влиянием боя при Лиссе в 1866 году ( уже с повальным увлечением таранами) - проект был немного переработан в плане появления тарана. И в 1869-1871 году на двух голландских верфях были построены ещё пять единиц -"Adder","Haai","Hyena","Panter","Wesp".("Гадюка", "Акула","Гиена","Пантера" ,"Оса")  Название подтипа сменилось- rammonitor. Длинные и узкие надстройки на верхней палубе ( которые (в основном.В корме небольшая каюта) и не надстройки вовсе - а приподнятые световые люки на нижнюю палубу. Иллюминаторов на ней не было, да и быть не могло в принципе, ибо броня. Электросвещение? Увы и ах - лампы Эдисона/Яблочкова пошли массово с 1878 -1883 года) подсократили в высоту, но  корабли получили боевую рубку . Уменьшили площадь борта , что  снизило площадь попадания для вражеского обстрела. Появилась возможность башенным орудиям стрелять над ними ( световыми люками) прямо по курсу. Но корабли при этом сильно потеряли в мореходности , что в конечном итоге "Гадюку" и погубило.
0e1fadbf0739.jpg
Последний корабль ( назовем его 3й серией)  "Luipaard" был построен в 1875-1876 году ( одновременно со строительством двух других раммониторов 1-го класса ) с учетом эксплуатации уже построенных кораблей и поэтому то-же немного отличался от второй серии.
Название Фирма дата закладки дата спуска дата испытания дата вступления в строй дата списания
"Heiligerlee" Laird & Son 1867 1868 1868 03.01.1905
"Tijger" Napier & Sons 1867 1868 02.07.1868 1868
"Krokodil" Laird & Son 03.07.1867 07.01.1868 30.05.1868 1868 16.04.1900
"Cerberus" Koninklijke Fabriek 30.11.1867 14.01.1869 07.07.1870 20.07.1870 03.01.1905
"Bloedhond" Koninklijke Fabriek 1867 1869 29.09.1870 1870
"Adder" Koninklijke Fabriek 31.12.1870 28.09.1871 24.10.1873 16.06.1875 гиб. 05.07.1882
"Haai" NSF 01.05.1870 20.05.1871 16.08.1873 12.09.1873 1905
"Hyena" Koninklijke Fabriek 25.22.1869 22.12.1870 17.09.1872 01.04.1874 1905
"Panter" Koninklijke Fabriek 25.11.1869 19.10.1870 28.10.1872 24.03.1874 1906
"Wesp" Koninklijke Fabriek 30.09.1874 1906
"Luipaard" NSF 1875 14.09.1876 20.10.1877 /1907

где голландские кораблестроительные фирмы:
NSF  - Nederlandsche Stoombootmaatschappij (Fijenoord)
Koninklijke Fabriek - Королевская верфь в Амстердаме
wwwopac (1).jpg
rammonitor Haai (1872-1905)
Размеры
Название "Heiligerlee"
"Krokodil"
"Cerberus"
"Bloedhond" "Tijger" "Haai"
"Hyena"
"Panter"
"Adder"
"Wesp"
"Luipaard"
Длина по ватерлинии, м 54,8 54,8 57 56,76 56,76
Длина макс, м 56,6 55,7 57 59,56 59,56
ширина, м 13,33 14,14 13,41 13,4 13,4
осадка носом, м 2,85 2,8 2,7 2,71 2,65
осадка кормой, м 2,95 2,9 2,76 2,72 2,65
водоизмещение, тонн 1530 1530 1414 1566 1525

Броня - пояс 140 мм, траверзы пояса в носу и корме - 114 мм, боевая рубка 140 мм, башня ..у голландцев сходу не нашел, но пишут 203-280 мм ( 8"-11") .Вообще про броню по всякому пишут, ибо непонятно как её, собстно, считать из-за её многослойности
У меня по "Гадюке" получилось : пояс 140 мм + подложка  230 мм+ конструкционная сталь корпуса непонятной толщины  допустим  25 мм
Башня - 7 "+ 1" дерева+2..2 1/4 "+ 4 " дерева+ толщина конструкции башни 2..2,5 "
Бронепалубы как таковой нет.
999.jpg
Главное вооружение:
Основное на момент постройки
1) два английских дульнозарядных орудия 229 мм ( 9" M.L.R.) производства Армстронга.( самых современных на тот момент- начало производства 1865 год)
2018-11-10_18-24-05.png
С общим боезапасом: гранат - 70, бронебойных без заряда - 64, бронебойных с зарядом  - 16
С развитием казнозарядной артиллерии года так с 1883 корабли стали проходить модернизацию- замену основного вооружения с двух 9" дульнозарядных орудий на одно 280 мм казнозарядное Крупповское
2018-11-10_18-24-56.png
Вспомогательное вооружение:
1) одна бронзовая гаубица 120 мм ( только у мониторов 1й серии)
2) одна 70 мм бронзовая пушка
3) три 50 мм бронзовых пушки
4) одна 120 мм мортира ( скорее мортирка)
В какой-то момент  пришло понимание, что весь этот малокалиберный зоопарк на борту не нужен и вооружение постепенно и сокращали и заменяли на более современные.
Например "Гадюка" на момент гибели несла:
2 изначальных орудия в 230 мм, 1 орудие 75 мм, 1 орудие в 50 мм, 1 револьверную пушку 37 мм и мортиру 120 мм.
"Акула" после  модернизации в 1889 г. несла 1  орудие 75 мм и три орудия 37 мм (в дополнении к одному 280 мм орудию)
Механизмы:
Две паровые машины двойного расширения с двумя котлами
Машины кораблей английской постройки ( точнее двух кораблей английской постройки и одного голландской - Гончей , Крокодила и Цербера)имели два разных цилиндра 813 мм и 406 мм ( 32 " и 16") при ходе 0,4572 ( 18") и номинальную мощность 630 лс/ 110-120 об
Машины голландских кораблей ( и "Тигра")имели два одинаковых цилиндра с диаметром 762 мм ( 30 ") при аналогичном ходе поршня имели 700 лс./12-140 об. То есть за массовый образец для копирования из двух вариантов была и выбрана машика "Тайгера".
6646.jpg
На испытания замеряная мощность от 572 лс до 832 лс при оборотах 113 до 155 .
Стоимость.
на примере "Гадюки" общая - 765 995,37 гульденов. Из них на корпус и машину - 679 748 гульденов, на вооружение - 63550, остальное на прочие принадлежности команды и вспомогательное оснащение типа шлюпок.
зЫ 1 .лично мне голландские корабли того периода нравятся. Голландская военно-моркая доктрина защиты метрополии логична, проста и понятна. Создаваемые под неё корабли так-же понятны. Их постройка, модернизации  и изменения в конструкции базируются на мировом опыте.И глядя на них вопросов формата "А на хрена/а почему так?" особо не возникает.
ЗЫ 2.Из брассея за 1887 год по голландцам
333.png
ЗЫ 3. из американского справочника ..год 1880
666.png
ЗЫ4.хорошая ссылка по теме.
http://navyworld.narod.ru/Kanonneerboten.htm
Tags: Нидерланды, монитор
Subscribe

Posts from This Journal “Нидерланды” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments